- СОВРЕМЕННЫЙ НАИВ
- Акрит Вета
- Аносов Владимир
- Бабина Зинаида
- Базыкин Александр
- Белых Александр
- Блинов Герман
- Боброва Элеонора
- Бозиев Садин
- Бойко Александр
- Данилов Андрей
- Бухров Дмитрий
- Бушуев Александр
- Быстров Игорь
- Войцеховский А.
- Гарбузова Тамара
- Гордеев Олег
- Евдокимов Сергей
- Завгородний Даниил
- Зороастров Владимир
- Кветкин Иван
- Кондратенко Алексей
- Коренева Людмила
- Костромитин Николай
- Косякова Лариса
- Кулябко Любовь
- Лев Наталья
- Лисицкий Виктор
- Лобанова Ольга
- Макаров Владимир
- Милантьев Анатолий
- Новиков Евгений
- Петров Валентин
- Пыжова Алевтина
- Рыжова Александра
- Снежкова Светлана
- Степина Тамара
- Тимофеев Виктор
- КЛАССИКИ НАИВНОГО ИСКУССТВА
- ИНОСТРАННЫЙ НАИВ
- СОВРЕМЕННЫЙ АУТСАЙДЕР АРТ
- КЛАССИКИ АУТСАЙДЕР АРТ
- ИНОСТРАННЫЙ АУТСАЙДЕР АРТ
- ПРИМИТИВИСТЫ
Вы здесь
Бойко Александр (A. Boyko)
Александр Бойко - человек бескомпромиссный. Возможно, его судьбу определила фамилия. Так получилось, что в жизни ему пришлось вступать в жестокую борьбу как с чиновниками, так и с многочисленными дураками, и, что самое интересное, он сам “сходил во власть”, посмотрел все это изнутри и... ушел оттуда. Кажется, в обычной жизни так не бывает, потому как власть - это “наркотик”, но будем считать, наш герой сумел “соскочить с властной иглы”.
В результате, местное начальство Александра Константиновича побаивается до сих пор, сторонится, а вот простые люди его уважают, любят; уже хотя бы за то, что вся его жизнь на виду и вся семья Бойко трудится как… ну, не буду здесь применять пошлые эпитеты. В общем, трудяга он – и все тут.
Александр Константинович вместе с женой и детьми делают из глины разнообразные игрушки, и наш герой с сыном Власом продают их на ярмарках, праздниках, а так же частенько выезжают в иные города и веси, так что, возможно, вы встречали этого колоритного бородатого мужика в старинной косоворотке, продающего необычные глиняные игрушки, да к тому же еще выдувающего из них залихватские мелодии - ведь глиняные творения мастера одновременно могут быть и музыкальными инструментами. Обыватели на эти чудеса из глины смотрят как на экзотику либо на причуду бородача, не догадываясь, что за всем этим стоят десятилетия исканий и мучительных раздумий.
Но вначале жизнь Бойко складывалась так, что вся эта “глухая” древность находилась как бы в стороне, казалось, это вторично, а первичной представлялась карьера. Хотя и в той жизни были свои прелести, ведь Александр Константинович был ученым и считался он одним из лучших в стране специалистов по масспектрометрии. Отец у него был военным - и по стране, точнее, по ее дальним форпостам Александр попутешествовал вволю, а потому к перемене мест и образов жизни он привык с самого детства. После окончания института Бойко потянуло куда-то на природу, к “корням” (а у него были украинские корни, хоть и родился он на Дальнем Востоке), и попал он в заповедник “Аскания Нова”, став специалистом по электронной микроскопии. Там он встретил скромную девушку Веру, такого же романтика, которая занималась изучением диких животных. Случился роман, закончившийся женитьбой, а вскоре их пригласили в Центральную Россию, в городок Боровск, в котором находился единственный на всю страну Институт физиологии и биохимии сельскохозяйственных животных. Поселились они не в городе, а в маленьком поселке ученых, прямо посреди соснового бора. Александр заведовал лабораторией изотопных исследований (изучал атомный состав веществ), а супруга все так же занималась животными, только теперь не дикими, а одомашненными. Атмосфера научного сообщества весьма влияла на жизнь этого маленького поселочка, к тому же здесь занимались исследованиями, не имеющими аналогов в мире. И все бы хорошо, но однажды нагрянула Перестройка.
И Бойко отправился “во власть”. Он стал народным депутатом областного совета. Был 90-й год, люди наши стали сильно политизированы и свято верили в то, что от них (то есть, от нас) в этом мире зависит все. Прежде всего, Александр Константинович хотел улучшить экологию ставшего для него родным Боровска и все его карьерные продвижения имели одну цель: сделать нашу жизнь лучше и чище. Надо сказать, и до того, как в стране проснулась демократия, Бойко не чурался политики: еще с 70-х он на общественных началах был инспектором Общества охраны памятников истории и культуры. Напротив их ученого поселка, на другом берегу реки Протвы, в селе Красном стоит великолепная церковь Михаила Архангела, пребывающая, как и многие другие храмы, в очень печальном состоянии. Дачный участок семьи Бойко находился совсем рядом с этим шедевром архитектуры. И Александр Константинович развернул кампанию по ее спасению. Это теперь, в наши времена это считается нормальным, но тогда дело дошло до того, что Бойко приобрел в народе славу “диссидента”. Александр теперь со смехом вспоминает, как вокруг него “закрутилась” какие-то странные личности, и к нему зачастил местный начальник КГБ, а один раз то даже пытался Александра завербовать... Интересно, что тот “КГБшник” и теперь живет весьма успешно, он начальник охраны одной из частных фирм, не раз они встречались во властных коридорах, и сей ветеран спецслужб признался недавно, что Александру в те времена сильно повезло, так как КГБ уже готово было начать его преследование.
Депутатство Александра Константиновича очень скоро переросло в “чиновничество”: его назначили председателем комиссии по экологии, природным ресурсам и сохранению культурного наследия области. Потом он был сотрудником областного Комитета по водным ресурсам, ну, а заканчивал он свою карьеру во Всероссийском институте природного и культурного наследия. Но настал миг, когда Бойко отчетливо осознал, что все в его жизни складывается как-то не так.
И он бросил все. В одночасье. К тому времени наука в стране окончательна опустилась “на дно”, уникальный масспектрометр (таких было всего два на всю страну) морально устарел, годился он только в музей, да и вообще жизнь в институте едва теплилась. Кое-что, будучи депутатом, он все-таки сумел сделать, в частности, та самая церковь в Красном стала потихоньку восстанавливаться, к тому же под охрану было поставлено много природных и культурных объектов, но властью Александр Константинович был уже сыт, что называется, “по горло”. Он целиком углубился в занятие, о котором мечтал еще с детства.
Бойко помнил, как мама, Ольга Петровна, простая женщина из Калужской глубинки, учила в детстве его (и еще трех его братьев) делать из теста обрядовые печенья - козюли. Для чего перед праздниками мама буквально заставляла сыновей лепить из липкого, пристающего к пальцам теста всяких зверушек, маленький Санька не понимал, но выполнялась эта работа с какой-то таинственной торжественностью. Настало время обо всем этом вспомнить.
Он и раньше интересовался верованиями древних славян, тем более что и сына своего он назвал Власом (по имени святого - покровителя домашних животных) не случайно. Но теперь Бойко всерьез взялся за изучение научной литературы по славянскому язычеству, и параллельно стал пробовать лепить из глины фигурки. По мере накопления знаний о материальной культуре древних Александр Константинович все больше и больше удивлялся... облику города Боровска. На стенах старинных церквей, в орнаментах наличников и даже на иконах он находил всевозможные знаки, которые наши предки использовали в магических целях во времена, когда Русь еще не приняла христианство. Взять хотя бы “крин”, знак “ростка жизни”, который древние иконописцы старались почти всегда вставить в свои творения. Или “коловрат”, символ живительного солнца, который потом известные злодеи рода человеческого выбрали своим символом, назвав его “свастикой”. В рисунках оконных наличников тоже можно найти много интересного: например, “меандр”, своеобразный зубец, символизирующий Землю. Или знак “хлябей небесных” - волнистая линия, обозначающая воду, льющуюся с неба и дарующую жизнь. Так же на многих деталях старой архитектуры можно найти “благовест” - крест, между сторонами которого вкраплены точки. Точки - это зерно, а знак как бы означает “благодать и достаток на все четыре стороны Света”. Или ромб с точкой посередине: это символ оплодотворенного зерном поля...
В общем, Александру открылся целый мир, некая “знаковая вселенная”, которая не просто создана нашими предками, но и окружает нас, современных и компьютеризированных людей, по сей день. Важно только по-настоящему оглядеться вокруг, научиться понимать.
- Я понял, что потеря культуры начинается как раз с утраты “знаковой системы”, - размышляет Бойко, - Эти рисунки теперь вроде бы не имеют определенного смыслы, но раньше-то они значили очень много: это было и местоопределением, и обозначением рода, племени, связи человека с природой. Теперь я стараюсь отражать это в игрушках, которые мы делаем...
В сущности, Бойко интересовался этими непростыми вещами еще на студенческой скамье, тогда он в каникулы нанимался на археологические раскопки, а “знаковую систему”, которую он называет “стратиграфией” он собирает больше тридцати лет.
- “Стратиграфия” - это, в сущности, определение человека в пространстве между Небом и Землей, космография древних. Наши предки представляли Небо и Землю живыми существами, а это - главный принцип язычества, когда вся природа воспринимается живой, движущейся. Да и я считаю, что природа живая...
Игрушки в исполнении семьи Бойко могут так называться лишь условно, ведь на самом деле как игрушки их воспринимают только дети. Кстати, любая из глиняных фигурок обязательно свистит - а сам мастер научился выдувать из них самые разнообразные мелодии - это делается не только для того, что бы отгонять “злых духов”, в которые, в общем-то, сегодня мало кто верит, но и как дань традиции. Раньше дети этим свистом отпугивали от себя хищных животных.
Больше всего Александр Константинович любит лепить Мокошь - древнюю богиню, распоряжающуюся влагой, плодородием, женским домашним хозяйством, а так же жизнью и судьбами людей. На теле Мокоши обязательно начертан “благовест”, некоторые воспринимают его как символ христианства, не догадываясь, что на самом деле христиане заимствовали этот знак из более древних верований. На ее кокошнике символ солнца, а на поясе изображены “утиные лапки” (наши предки искренне считали, что солнце под землей с Запада на Восток, для того, чтобы оно утром взошло, переносят утки). Мокошь может быть “зимняя”, с поднятыми к небу руками, в которых он держит птиц (она призывает весну) и “весенняя”, с опущенными, охраняющими прорастающие злаки руками.
Другая любимая фигурка - “семья”, папа, мама и ребенок, сидящие на коне. На головах у людей нарисованы маленькие крестики, символы звезд и вообще всего небесного; на руках - красные полосы, “обереги”, призванные не пропускать болезни и прочие напасти. Из животных Бойко чаще всего лепит барана, быка и медведя. Этих животных принято изображать на иконах св. Власия. Кстати, мастер заметил, что у разных народов - от китайцев до индейцев и от африканцев до финнов животные эти изображаются приблизительно одинаковом стиле, сходна и знаковая система разных культур. Эту загадку ученые не разгадали по сей день.
Большие деревянные идолы в огороде у Бойко на фоне церкви Михаила Архангела смотрятся, мягко говоря, непривычно, но, по словам моего героя, ваял он их не для поклонения, а для “изучения и назидания”. Там есть Мокошь с поднятыми руками, Человеколось, символизирующий единение человека с животным миром, а так же “Хранитель огня”, который является символом добра. Часть участка отдана под посевы ржи, древнего обрядового злака, само название которого (именно от него произошло слово “рожать”) говорит об исключительном его значении. Бойко сам сажает, жнет и молотит ее, и зерна ржи, прорастая вновь и вновь, по идее, должны приобретать таинственные свойства. Из ржаной делаются всевозможные поделки, а “дожиночный сноп” призван охранять мир и благополучие семьи. Жители села и дачники по вполне понятным причинам считают, что огород Александра Константиновича - какое-то языческое капище, но на самом деле это - “парк наглядных пособий”. Бойко довольно долгое время работал с детьми, учил их делать глиняные игрушки, но не так давно от этого отказался и вот, почему:
- Я хотел их учить добру, красоте, мудрости, но... само общество, видимо, не заинтересовано в этом. В городе большая безработица, социальная напряженность, и, когда дети взрослеют, они оказываются один на один с враждебным миром. Через мой “кружок” прошли больше ста детей, и я точно знаю, что четверо парней спились... У меня есть проект: восстановить на Городище, в самом центре Боровска, славянскую церковь, чтобы там проводились праздники, развивались ремесла. Это и туристов привлечет, и экономику района оживит. Но власти это не интересно. Раньше, когда я был в “коридорах”, я воевал за это, а теперь я просто стараюсь убедить...
Сейчас Александр Константинович с семьей вынужден зарабатывать деньги. Кроме квартиры в хрущевке да садового участка, на котором даже нет дома - только сарай - он ничего не нажил. Да и воровать он как-то не научился. Дело в том, что тяжело болеет внучка Александра Константиновича, а лечение в наши дни стоит очень недешево. Сын Влас закончил художественное училище и калужский университет, но сейчас он так же, как отец, торгует игрушками. Дочь Татьяна тоже имеет художественное образование и тоже делает игрушки, так же как и супруга Вера Алексеевна:
- Я своему сыну сразу сказал: вот глина, и пусть у тебя нет муфельной печи; у тебя есть костер - слепи, обожги - и будет тебе хлеб. Так, на костре, на дачном участке и обжигаем. Я имею звание “народного мастера” и к тому же я член Союза художников России. Но на нас “наседает” налоговая инспекция: “где брали глину, краски?” В общем, требуют полного отчета. А глину-то мы как раз у себя на огороде и берем. Им трудно понять, что значит работать целый день и полночи, в этом году я со своими игрушками побывал уже в тридцати городах. Да, это наш хлеб, мы его зарабатываем честно. Но знаете... я считаю себя счастливым. У меня любящая и любимая жена, хорошие дети, работа, в которую можно “с головой”, все забыв, уйти. Чего еще человеку надо?..
Автор текста: Геннадий Михеев, Калужская область