- СОВРЕМЕННЫЙ НАИВ
- Акрит Вета
- Аносов Владимир
- Бабина Зинаида
- Базыкин Александр
- Белых Александр
- Блинов Герман
- Боброва Элеонора
- Бозиев Садин
- Бойко Александр
- Данилов Андрей
- Бухров Дмитрий
- Бушуев Александр
- Быстров Игорь
- Войцеховский А.
- Гарбузова Тамара
- Гордеев Олег
- Евдокимов Сергей
- Завгородний Даниил
- Зороастров Владимир
- Кветкин Иван
- Кондратенко Алексей
- Коренева Людмила
- Костромитин Николай
- Косякова Лариса
- Кулябко Любовь
- Лев Наталья
- Лисицкий Виктор
- Лобанова Ольга
- Макаров Владимир
- Милантьев Анатолий
- Новиков Евгений
- Петров Валентин
- Пыжова Алевтина
- Рыжова Александра
- Снежкова Светлана
- Степина Тамара
- Тимофеев Виктор
- КЛАССИКИ НАИВНОГО ИСКУССТВА
- ИНОСТРАННЫЙ НАИВ
- СОВРЕМЕННЫЙ АУТСАЙДЕР АРТ
- КЛАССИКИ АУТСАЙДЕР АРТ
- ИНОСТРАННЫЙ АУТСАЙДЕР АРТ
- ПРИМИТИВИСТЫ
Вы здесь
Пыжова Алевтина (A. Pyzhova)
Алевтина Пыжова родилась в Москве в 1936 году в семье военнослужащих, которые работали в системе Министерства внутренних дел. Сколько себя помнит, с малых лет что-то рисовала: четырехлетняя девчушка, гуляя по двору, всем детским забавам предпочитала рисование прутиком на песке. В школе её способности были замечены, и ученицу Пыжову назначили главным художником стенной печати. Школьную форму со знаками отличия — тремя желтыми лычками на правом рукаве — носила с гордостью.
Неудачей окончилась попытка Пыжовой поступить после окончания школы в Художественное училище имени 1905 года. «Художник не может быть с необъёмным зрением», — сказали ей. Дело в том, что Алевтина Дмитриевна родилась с пороком сердца и невидящим левым глазом. Пришлось идти на административную работу. Потом замужество, рождение дочери.
Живописью Алевтина Дмитриевна занимается с 1991 года. Несмотря на показное мужененавистничество, любовная и даже эротическая тематика занимает одно из главных мест в её творчестве. Хороши и её изображения животных с человечески выразительными мордами. Пышный лес отдалённо напомнит произведения Анри Руссо. Интересны картины с изображениями персонажей индийской мифологии. Яркие работы антикоммунистической направленности изображают Ленина и Сталина как злодеев. Большинство картин проникнуты экспрессией и давящей психической энергией, но некоторые, наоборот, наполнены тихим и прозрачным чувством, психологизмом.
Всё творчество Пыжовой рождено подъемом духовных сил и ощущением внутреннего освобождения, которое многие испытали после перестройки. Тематика её картин в иные доперестроечные годы, особенно во времени, когда в стране активно развивалось самодеятельное творчество, была бы невозможна, запрещена. В России, как известно, ещё недавно вслух произносились крылатые слова «у нас нет секса». Нельзя было покушаться и на «иконы» — Ленина и Сталина. А именно эти две области стали излюбленными для Пыжовой.
Об индивидуальности и оригинальности творческого метода художницы свидетельствуют также и многие портреты, и редкие в её творчестве городские пейзажи, и произведения визионерского характера.
Многие картины раннего этапа творчества были выполнены на фанере и кусках старого оргалита, с дырками, сломанными углами. Они писались красками, составленные ею самой на водной основе. Поэтому красочная поверхность, как правило, отличалась матовостью и шероховатостью. В дальнейшем и стиль, и художественные материалы совершенствовались. Художница стала работать маслом, преимущественно по холсту, а затем акрилом.
Истоки образной системы Пыжовой, если употреблять научный искусствоведческий термин, лежат в той довольно неопределённой области, которая обозначается термином «городской фольклор». О нём напомнят и русалочки, и пейзажи с лебедями, ведущие свою родословную от народных рыночных «ковриков». Картины, где изображается магазин, обед в больнице (жанры, весьма типичные для наивного искусства) — редкие для Пыжовой, вообще к реализму не склонной. Вот джунгли, розовые пантеры, целующиеся динозавры — это ее подлинная стихия. Здесь она полноправная наследница Анри Руссо, но не из подражания, а по родству душ. Экзотика как тема боевиков и триллеров по-своему претворяется художницей: любое чудовище на её полотнах всё равно смотрит добрым человечьим глазом.
К.Богемская
Групповые и персональные выставки
1999
«Пушкинские образы в творчестве наивных художников России», Музей наивного искусства, Псков – Череповец – Киров – Москва – Канны - Мурманск - Владимир - Александров - Иваново
Персональная выставка, Москва
2000
Выставка в редакции газеты «Новая газета», Москва.
2001
«И увидел я новое небо», Музей наивного искусства, Москва-Вологда
«Ах, этот образ вдохновенный», Музей наивного искусства, Москва.
2002
Персональная выставка «Озорные картинки», Музей наивного искусства, Москва
Персональная выставка «Лидеры и супостаты», галерея «Дар», Москва
2003
«Я люблю тебя жизнь», галерея на Солянке, Москва, Братислава, Словакия
«Любовь и творчество неразделимо», Прага, Чешская Республика
2004
«Из новых поступлений», Музей наивного искусства, Москва
«Мир, в котором я живу», выставочный зал в Печатниках, Москва, Рига, Латвия
Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-04», Музей наивного искусства, Москва
Артвыставка, спорткомплекс «Динамо», Москва
2005
«Говорю, значит живу», «Галерея на Солянке», Москва
«Ретро СССР», выставочный зал «Т-модуль» в Торговом центре на Тишинке, Москва
«Увлечён — значит силён», Выставочный зал в Тушино, Москва
2006
Юбилейная персональная выставка, Музей наивного искусства, Москва
2007
Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-07», Музей наивного искусства, Москва
2010
Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-10», Музей наивного искусства, Москва
2012
Персональная выставка «Сказки для взрослых», JJDavies Gallerie, Москва
2013
Персональная выставка «Политика и секс», JJDavies Gallerie, Москва
Групповая выставка «Наивное искусство», Газпромбанк, Москва
Московский международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-13», Музей наивного искусства, Москва
2014
Групповая выставка «Наивно, безумно, смешно, безрассудно, волшебно…», Перинатальный медицинский центр, Москва
Владимир Грозин, основатель и первый директор Музея наивного искусства г. Москвы, о творчестве Алевтины Пыжовой: «Она – большой мастер композиции. В картинах нельзя ничего ни убавить, ни прибавить. Коренная Москвичка, она пишет Москву, но какую?! Улицы в движении, дома, словно горные пики – это ее, Пыжовой, Москва. Редко выбирающаяся за пределы столицы, изображает свободных и любящих друг друга людей на фоне райской природы. А какие сочные фрукты и овощи в натюрмортах – рука так и тянется к ним! Ее фантазия и кисть отправляют нас в полет вместе с птицами, и тогда всё мирское становится лишним – остается только Любовь. Люди в ее изображении, на первый взгляд, кажутся статичными, - но нет, здесь царствует движение губ, глаз, лиц, рук, тел. Дикие звери? Они у нее добрые и ласковые».